Дистантное обучение
Если Вы хотите попробовать пройти тестирование и посмотреть на ряд страниц этого раздела, попобуйте запустить его полную версию.

Дистантное образование - новая для нашей страны форма обучения, являющаяся - юридически и педагогически - разновидностью заочного образования. За рубежом, где подобные методы практикуются уже более пяти лет, значительная часть студенчества обучается именно так. Например, в США в 2000 году число лиц, занимающихся в высших учебных заведениях по дистантным программам, превысило число учащихся дневных и традиционных заочных отделений вместе взятых !

Русская тройка тоже довольно бойко мчиться по торной дороге прогресса, сайты дистантного обучения появились уже у многих серьёзных вузов. Конечно, прогресс здесь никогда не был бы достигнут без вездесущего Интернета, резко упростившего технологию дистантного обучения и сделавшего её более оперативной, нежели раньше - всё на Земле имеет предысторию: например, ещё в 60-е годы специально для малых народов Крайнего Севера была разработана программа обучения... по рации - своего рода "бабушка" этого сайта.

Существует целый ряд вариантов дистантного образования (иногда, кстати, назваемого дистанционным; оставим лингвистам споры о правильности того или иного написания). Мы выбрали наиболее компромисный - как с точки зрения качества обучения (а это главный приоритет в нашей работе!), так и по минимализации материално-временных расходов студента в процессе учебы. Суть его в том, что не создается то или иное новое подразделение со своими учебными планами (зачастую сильно урезанными в угоду сокращения сроков), а несколько видоизменяется работа уже существующего заочного отделения. Наша технология заочно-дистантного образования предусматривает гармоничное объединение отработанного уже практически веками заочного обучения (один лекционно-экзаменационный период в году требует личного присутсвия студента в нашем Университете) и нового веяния - дистантного получения учащимся знаний, нами же - результатов контроля его текущих успехов по тем или иным дисциплинам. Фактически, вторая сессия (лекционно-зачетный период) протекает на нашем образовательном сайте в виде сдачи студентом ряда зачетов по предметам учебного цикла (т.к. по действующему законодательству не разрешается прием экзаменов без личного присутсвия обучаемого эти два вида контроля знаний разнесены на два периода и сгруппированы). Часть зачетов планируется осуществлять в виде он-лайновых (т.е. происходящих в режиме реального времени, как на экзамене) автоматизированных тестов, часть - в форме чата с экзаменатором (планируется и видеоконференции). Причем автоматизированные тесты служат своего рода "шлюзом": только по их прохождении студент считается аттестованым по учебной дисциплине и допускается до контакта с "живым" преподавателем в форме чата или видеоконференции. В течение остального времени студенту доступны консультации с преподавателями факультета по электронной почте, в заочной телеконференции и в чате (общение с преподавателем путем приема-отправки текстовых сообщений в реальном времени). При таком подходе, по нашему мнению, наиболее полно реализуются положительные стороны, присущие старой и новой формам обучения. В частности, не требуется даже иметь дома компьютер, так как большая часть информации может быть получена по традиционным для заочников каналам. Собственно, компьютер необходим лишь в зачетный период, а на это время его можно, скажем, арендовать. Правда, при этом усложняются или становятся вовсе невозможными консультации с преподавателями. Кроме того, мы планируем выпускать сгруппированные учебные пособия по ряду дисциплин на CD-дисках, что позволяет уменьшить и физический объем учебников, и использовать современные технологии интерактивного представления информации, облегчающих ее освоение; не говоря уже о снижении стоимости приобретения - ведь диск намного дешевле целого сонма традиционных учебных пособий. Дистантная же компонента процесса вносит небывалую для традиционного заочного обучения оперативность консультаций и почти прямуюсвязь с преподавателями вне учебно-экзаменационных периодов. Наконец, после завершения образования, любой наш выпускник сохраняет доступ к консультированию с бывшими педагогами, а также базовый набор учебных курсов на компакт-дисках, что должно не раз помочь ему в профессиональной деятельности.

Можно довольно долго дискутировать на тему "что такое хорошо, а что такое плохо" относительно дистантного образования, однако ясно, что для жителей отделённых от основных академических центров районов это - практически панацея. Действительно, снижение затрат (нет оплаты транспортных расходов, т.к. достаточно приехать к нам только один раз в год - в приемную комиссию при поступлении и прохождения установочной сессии, ежегодно для прохождения учебно-экзаменационного периода и для сдачи госэкзаменов и защиты диплома при завершении учебного цикла; снижаются затраты на съем жилья и сопутствующие расходы) может быть очень значительным. К тому же современная жизнь становиться все более динамичной и экономия времени может быть даже более ценной, нежели финансовых затрат. Нельзя, правда, не признать, что дистантное образование - удел более целеустремленных и собранных людей, поскольку отсутствует прямой контакт с преподавателем и значительно повышается критичность к умению работать самостоятельно. Впрочем, в большой степени это проблема любого заочного обучения.

Технология получения образования вкратце такова: студенту передаются в собственность учебные материалы по изучаемым дисциплинам (например, методические пособия, отсутствующие в библиотечной системе или продаже; учебные пособия на электронных носителях - СD-ROMы, дискеты, доступ к данным, находящимся в разделе "Ресурсы" данного сайта и т.д.), рекомендации и перечни литературы для заказа её в библиотеках или торговой сети; заочно (при помощи электронной почты) получает консультации от преподавателей факультета, по расписанию on-line консультаций (в реальном времени) задает вопросы в чате. Для закрепления пройденного материала, необходимо выполнить задания, предлагаемые на сайте. При ошибках выдаются правильные ответы и необходимые пояснения. Только после прохождения аттестации в автоматическом режиме студент получает доступ к дистантной сессии, где экзамены принимаются живым преподавателем в режиме реального времени (для некоторых предметов в режиме видеоконференции). Данные о сдаче промежуточных и итоговых контрольных заданий поступают в своего рода "электронный деканат", где оформляюьтся в виде "электронной зачетки", наподобии той, что представлена в подразделе "Результаты сессии" (раздел для студентов) данного сайта. Все нормативные требования по срокам сдачи сессии и погашению академической задолженности в данном случае аналогичны нормам, принятым для заочного обучения. При приезде студента на экзаменационную сессию все результаты из "электронной зачетки" переносятся в обычный документ.

По окончании обучения вручается диплом о высшем образовании государственного образца. Срок обучения - 5 лет (10 семестров для лиц, имеющих среднее образование и 8 семестров - на базе среднего специального образования). Требования к поступающим аналогичны принятым для заочного обучения в нашем Университете.

 
Обращаем Ваше внимание на то, что данный раздел является экспериментальным и предназначен только для технологической отработки технологии дистантного образования. Все функции консультирования (чат и заочное) после начала собственно дистантного обучения будут защищены паролями и доступны только для наших студентов, обучающихся по дневной и заочной формам в качестве вспомогательного канала общения. "Дистантное тестирование" в тот же период будет использоваться для самоконтроля студентами знаний по тем или иным предметам в период, предшествующий сесии. Прием на дистантную форму обучения будет производиться в следующем, 2002/2003 учебном году, и базой для обучения будет специально выделенный сервер. Это же сайт предполагается использовать в информационно-консультативных целях. Стоимость обучения на данный момент еще не определена. Следите за новостями, появляющимися в этом разделе (а также в новостном), либо свяжитесь с нами для уточнения.
 
Сайт управляется системой uCoz